11 ноября. Форум заморожен на неопределенный срок.
10 ноября. Подведены игровые результаты за 2-8 ноября.
2 ноября. Подведены игровые результаты за 26 октября - 1 ноября.
26 октября. Подведены игровые результаты за 19-25 октября.
21 октября. Обновлен раздел Полезная и познавательная информация.
19 октября. Подведены игровые результаты за 12-18 октября.
17 октября. Поздравляем с долгожданным новым дизайном! Отзывы можно оставить в специальной теме.
12 октября. Подведены игровые результаты за 5-11 октября.
6 октября. Подведены игровые результаты за 28 сентября - 4 октября.
29 сентября. Подведены итоги первой недели вэньтября.
28 сентября. Подведены игровые результаты за 21-27 сентября.
21 сентября. Обратите внимание на важное объявление!
16 сентября. Новое форумное событие стартует с 22 сентября в специальной теме. Запасайтесь вдохновением и приходите получать множество впечатлений, заряд хорошего настроения и почетную награду в профиль!
15 сентября. Лань Сычжуй становится официальным модератором, в его ведении все развлекательные мероприятия. Поздравляем и желаем терпения и полета фантазии!
9 сентября. Так как многое у каждого персонажа уже было отыграно, предлагаем вам - при необходимости - внести исправления/добавления в анкеты. Все, что вы хотите исправить/добавить, пишите отдельным постом под анкетой, гм проверит, и мы все внесем в сами анкеты.
7 сентября. Подведены игровые результаты за 31 августа-6 сентября.
31 августа. Подведены игровые результаты за 24-30 августа.
17 августа. Приглашаем всех на курорт!
17 августа. Подведены игровые результаты за 10-16 августа.
15 августа. Сегодня нашему форуму исполняется 3 месяца после перезагрузки! Поздравить друг друга можно в специальной теме.
10 августа. Подведены игровые результаты за 3-9 августа.
3 августа. Подведены игровые результаты за 27 июля - 2 августа.
2 августа. Добавлена информация о самом ценном для Поднебесной камне - нефрите и о ядовитой птице чжэнь-няо.
27 июля. Подведены игровые результаты за 20-26 июля.
25 июля. Добавлена информация об оригинальном ордене заклинателей Сянму Го.
23 июля. Всех, кто хочет разных квестов в альтернативе, просим ознакомиться с объявлением.
20 июля. Подведены игровые результаты за 13-19 июля.
18 июля. Обновлен раздел Полезная и познавательная информация.
13 июля. Подведены игровые результаты за 6-12 июля.
12 июля. Обновлен раздел Полезная и познавательная информация.
6 июля. Подведены игровые результаты за 29 июня - 5 июля.
29 июня. Подведены игровые результаты за 22-28 июня.
22 июня. Подведены игровые результаты за 15-21 июня.
18 июня. Открыта тема заказа графики от нового графиста северный олень.
15 июня. Подведены игровые результаты за 8-14 июня.
7 июня. Обновлены разделы Полезная и познавательная информация и Бестиарий.
6 июня. Обсуждаем стикеры, которые хотелось бы видеть на форуме.
3 июня. Добавлена информация о двух оригинальных орденах заклинателей.
1 июня. Подведены игровые результаты за 25-31 мая.
31 мая. Обновлены разделы Полезная и познавательная информация и Бестиарий.
25 мая. Подведены игровые результаты за прошедший с начала перезагрузки период.
21 мая. Приглашаем игроков принять участие в лотерее, посвященной концу весны и открытию форума после перезагрузки.
17 мая. Просим всех написать отзывы о дизайне - что нравится, что хотелось бы исправить, общее впечатление и в целом все, что хотели бы сказать мастеру.
11 мая. Спасибо .hurricane за наш новый дизайн! Перезагрузка форума завершена, заклинатели, ждем вас!
15 мая. Форум официально открыт для новых игроков, не пропустите подробности и описание текущей игровой ситуации.
11 мая. Спасибо .hurricane за наш новый дизайн! Перезагрузка форума завершена, заклинатели, ждем вас!
1 мая. Перезагрузка форума в процессе: часть мародерки закрыта, ждем обновление дизайна для начала полноценной игры по новому фэндому. Подробнее здесь.
25 апреля. Форум готовится к перезагрузке, не пропустите важное объявление.
О том, что Дин Эньлай происходит из ордена Юньмэн Цзян, брат и сестра Ши уже знали. Но то, как он отреагировал на толкнувшего ее человека, заставило насторожиться - молодому господину Дину она верила, и если он настороженно смотрит на этого незнакомца, значит, от него можно ожидать чего угодно. Правда же? Правда, объяснения его сразу же заставили ее просиять. - Молодой господин друг Цзян Шэнсяня? Ши Сяолянь рада познакомиться с тем, к кому тепло относится Цзян Шэнсянь! - она не видела А-Юя уже давно, они с братом ушли намного севернее родных мест, и встретить здесь его помощника оказалось приятно. - Как он поживает? С Цзян Шэнсянем должен был быть знаком и Дин Эньлай, в этом девушка была уверена. А если окажется, что он не знаком... Нет, ей не хотелось думать о том, что настолько симпатичный ей человек стал бы так бессмысленно обманывать их с братом. Зачем ему? Правда, встреча с Лу Э Таем прервала разговор девушки с торговкой, а когда она обернулась к этой женщине, та уже отошла в сторону и о чем-то переговаривалась с соседкой. Снова к ней подходить девушка не стала - по крайней мере, теперь было понятно, почему так заволновались люди на рынке. - Нехорошее событие, - заметила она, качая головой и смотря на Дин Эньлая. - Молодой господин Дин слышал, что сказала эта женщина? Покойный был сборщиком налогов. И если подумают, что его убил кто-то из горожан... Она вздохнула и выразительно посмотрела на заклинателя. Сейчас ей бы особенно не хотелось оставаться в городе, где могут начаться такие беспорядки, но Сяолун не сможет никуда идти, пока не вылечится. - Ши Сяолянь благодарит Дин Эньлая за предложенную помощь и будет рада принять ее, - она поклонилась, думая о том, что не зря они познакомились с этим человеком на той ночной охоте. Самой ей было бы сложнее - в такие моменты, когда с Сяолуном что-то происходило, девушка очень остро чувствовала то, насколько все же не привыкла быть одна. Вот только идти куда-то прямо сейчас было бы очень глупо - стоило прежде всего узнать подробности происходящего. Может быть, Цзуй Дагуаня убило какое-то чудовище, и тогда они смогут отправиться на ночную охоту, тем самым не только помогая горожанам, но и она заработает на самые лучшие лекарства. Но вот когда к ним подошел еще один заклинатель... Четверо - на одном рынке, в одном небольшом городе? Что же тут происходит, почему они все здесь?! - Приветствую молодого господина, - она вежливо поклонилась, наблюдая из-под ресниц за обоими новыми знакомыми. - Убили сборщика налогов, но мы пока не знаем, кто и как, - что-то скрывать она не видела смысла, ведь об этом говорят все. И даже если на этом они и разойдутся в разные стороны - какая разница? А потом Ши Сяолянь заметила прибившуюся к заклинателю девочку - явно местную и, похоже, очень голодную. И, оставив мужчинам обсуждать новости, присела, ловя взгляд девочки, которой Лу Э Тай как раз дал мешочек с, наверное, чем-то вкусным - на кошель это было не похоже. - Милая, ты голодная? - поинтересовалась она с улыбкой. Детей девушка всегда любила, они обычно любили ее, и хотя просто так баловать их она не могла, раньше, еще в ордене, она часто с ними занималась. - Хочешь мне помочь, а я тебя хорошо накормлю или дам тебе денег на еду? Ведь некрасиво только просить у старших, а если поможешь, то заработаешь совсем как взрослая.
Весна 38-го года правления императора Сюан Чжена, 35-й год 60-летнего цикла
Вверх Вниз

Mo Dao Zu Shi: Compass of Evil

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mo Dao Zu Shi: Compass of Evil » Информация по миру и сюжету » Полезная и познавательная информация


Полезная и познавательная информация

Сообщений 31 страница 40 из 40

1

https://forumupload.ru/uploads/0019/f2/49/81/550990.gif
art by северный олень

Здесь собрана полезная и познавательная информация, которая поможет вам лучше ориентироваться в мире и добавить в ваши сюжеты больше аутентичных деталей.
Информация может дополняться и обновляться, о вносимых изменениях администрация будет уведомлять игроков в соответствующей теме.

Содержание

1. Китайская поэзия
2. Китайские научные тексты
3. История чая и чайные традиции
4. Виды и сорта китайского чая
5. Столовый этикет
6. Расположение гостей за обеденным столом
7. Методы приготовления в китайской кухне
8. Восемь региональных кухонь Китая
9. Каллиграфия и четыре сокровища кабинета
10. Стили китайской каллиграфии
11. Китайская вышивка
12. Китайские воздушные змеи
13. Китайские фонарики
14. Китайское искусство бумажного вырезания
15. Китайская эмаль клуазоне
16. Роспись по ткани: китайский батик
17. Китайский шелк
18. Китайские печати
19. Китайские иероглифы
20. Названия месяцев на китайском языке
21. Китайские идиомы
22. Китайские флейты - сяо и дицзы
23. Гуцинь
24. Китайские зонты из бумаги
25. Китайская мебель
26. Китайский узел
27. китайские танцы
28. Великие изобретения Китая - компас
29. Великие изобретения Китая - бумага
30. Великие изобретения Китая - книгопечатание
31. Великие изобретения Китая - порох
32. Китайская живопись
33. Архитектура
34. Фарфор
35. Нефрит
36. Праздник середины осени
37. Коллективное и индивидуальное
38. Китайцы о китайцах и чертах национального характера
39. Восприятие личности в Китае
40. --
41. --
42. --
43. --
44. --
45. --
46. --
47. --
48. --
49. --
50. --

+3

31

ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ КИТАЯ - КНИГОПЕЧАТАНИЕ

В Европе печатные станки появились в 15 в., а в Китае на несколько столетий раньше. В Поднебесной печатание книг было не особо популярно, поскольку иероглифы были сложны для печати. Да и китайцы очень трепетно относятся к каллиграфии, которая в Поднебесной является отдельным видом искусства.
Первым методом книгопечатания была ксилография. Суть состояла в том, чтобы вырезать на доске буквы или рисунки (в зеркальном отражении), а потом приложить к дощечке бумагу или шелковую ткань.

+

Самый древний известный образец печати с деревянных досок — это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618—907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.
Наборные шрифты: Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031—1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 году, приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.
Переплетная техника: Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960—1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271—1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками.
Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

Источники:
https://www.epochtimes.com.ua
https://mykitai.ru

+1

32

ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ КИТАЯ - ПОРОХ

http://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/11/Poroh.jpg

Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.
Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули.

+

Позже на рубеже 13—14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.
Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых. Есть предположение, что порох изначально создали как раз медицинских целях: ученые искали средство, которое могло бы сделать человека бессмертным. Но у них получился порох, состоящий из нитрата калия, серы, древесного угля. Смесь применялась в качестве лекарства долгое время.
Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ.
Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира.

https://www.epochtimes.com.ua
https://mykitai.ru

+1

33

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ

http://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/08/Osobennosti-kitajskoj-zhivopisi.jpg

Китайская живопись появилась в глубокой древности, и дата ее возникновения, благодаря новым археологическим находкам, отодвигается все дальше вглубь веков. Китайская живопись гохуа с точки зрения европейца довольно необычна и даже загадочна. Она разительно отличается от европейской живописи. Причем это различие присутствует буквально во всем, в материалах, технике исполнения и в инструментах.

Каноны китайского стиля зародились под воздействием разных философских течений: учений Лао Цзы, Будды и Конфуция. Живопись в китайском стиле — Гохуа (что означает «народная живопись») разнится с западной из-за технических приемов, которые используются при создании рисунка. При помощи простых линий разной толщины передаются окружающее пространство, объем, динамика. В западном творчестве для этого используется светотень. Каждый штрих должен быть безукоризненным: ведь переделать работу уже не получится. Китайские картины пишутся без предварительных эскизов. Для рисования художники могут использовать и свои пальцы. Тонкие линии рисуют ногтем, а широкие штрихи подушечкой пальца.

+

Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать и понимать. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки. В Китае любой художник это каллиграф, а любой каллиграф это художник. И там, и там используется одинаковый линейный способ письма, одинаковые материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные и растительные краски типа акварели.

Отличительные черты китайской живописи от европейской это то, что здесь не используются объемы, формы, перспектива в привычном для нас понимании, игра теней, не соблюдение пропорций, да и цвета здесь не такие выразительные. Традиционная китайская живопись это в основном монохром, и рисунки создаются с помощью линейного рисунка. Еще одно важное отличие китайской живописи от европейской это то, что китайские мастера все свои картины пишут без предварительных эскизов.
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Мастера живописи в Китае используют кисти разных размеров, от очень тонких, до очень толстых. Штрих может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр. Для китайской живописи характерны лаконичность, ясная композиция, а также выразительные и ритмичные контуры и конечно же плоскостное исполнение без светотеней. Ещё одной необычной особенностью является пометка картин печатью мастера, которая заменяет личную подпись.
Творения замечательных китайских художников зачастую содержат в себе глубокую философскую концепцию. Китайский художник и теоретик живописи V века Се Хэ в своем трактате «Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу») сформулировал шесть законов живописи, шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера.Так вот первый принцип это «одухотворенный ритм живого движения». То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.
Китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постигнуть ее тайны.

Существуют разные жанры китайской живописи:
- «Пейзаж «горы и воды». Образ пейзажа в китайской живописи напоминал зрителям, что человек и мир вокруг него представляют собой одно целое. Горы символизировали мужскую энергию, а вода — женскую.
- «Портрет и фигуры».
- «Цветы и птицы».
- «Бамбук и растения».

Стили китайской живописи
В традиционной китайской живописи существует два стиля - это гунби и се-и.

Мастер Гу Кайчжи, живший в 4 веке н. э., сформулировал основные законы, которые отличали хорошие работы:
- Одухотворенность.
- Естественность.
- Композиция.
- Постоянная основа.
- Следование традиции.

- Искусное владение тушью и кистью.
Вокруг этого свода правил классическая китайская живопись будет эволюционировать долгие годы, видоизменяясь в различные исторические периоды.

Стили китайской живописи
В традиционной китайской живописи существует два стиля - это гунби и се-и.

Гунби
Гунби — «техника прилежной кисти», «техника тонкой кисти». В отличие от се-и техника гунби предполагает реалистичность и высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей. Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.

http://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/08/Gunbi.jpg

Особенности, присущие стилю гунби:
- Детализация предмета, контурная техника
- Усиление контраста путем послойного наложения цвета
- Изысканное изображение предметов

Самые известные художники стиля гунби:
- Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.
- Чжан Сюань (713-755) — теоретик и историк живописиЧжан Яньюань(IXв.) охарактеризовал его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей».При жизни не пользовался большой известностью. Но имя мастера часто упоминалось в позднейших дискуссиях о танской живописи
- Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.
- Гу Хучжон (937-975)
- Император Хуэй Чжун (1082-1135)
- Тан Инь (1470-1524)
- Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.
- Чэнь Хуншоу (1598-1652) — поэт, художник, каллиграф. Его работы отличались экзотичностью, легкостью и свободным стилем.

Се-и
Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.
В этом стиле нет четких линий, нет детализации. Стилю Се-и присущи широкие, свободные мазки широкой кистью. Недаром этот стиль называют «грубая кисть».

http://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/08/Se-i.jpg

Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, здесь мастер получал полную свободу, ему не нужно передавать внешнюю схожесть, он изображал душевное настроение, саму суть объекта. Картины создавались под воздействием настроения на данный момент, а повторить такой шедевр просто невозможно. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.
Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.

Источники:
http://dveimperii.ru/
https://mykitai.ru/
https://kitaygid.ru/

+2

34

АРХИТЕКТУРА

http://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/09/Kitajskaya-arhitektura-2.jpg

Развитие древней китайской архитектуры можно разделить на несколько временных отрезков — периодов правления династий:
- Династия Шан ( около 1300 г. до нашей эры) — в этот период происходит расцвет культуры на фоне зарождения многих новых видов искусства.
- Династия Чжоу ( с конца II тысячелетия до нашей эры по III век до н. э.) — культура и искусство достигают наивысшего подъема. В произведениях искусства этого периода изображаются славные моменты исторического прошлого. Вместе с тем художники и скульпторы зачастую обращаются к природе в поиске нового источника вдохновения.
- Династия Хань ( с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры) — в этот период идет объединение разрозненных земель, за счет чего границы империи расширяются. В это же время формируется своеобразное китайское мировоззрение, основы которого дошли до наших дней практически в неизменном виде. Во время правления династии Хань все внимание творцов было сосредоточено на правдивом изображении окружающей действительности.
После падения династии Хань китайскую империю на протяжении нескольких веков терзают междуусобные войны, пока в VI столетии нашей эры не происходит новое объединение страны.
Китайцы ведут захватнические войны во многих странах, оказывая воздействие на культуру других народов. Но вместе с тем местные традиции проникают и в китайские культурные устои. Так, из Индии приходит буддизм, а вместе с ним появляются и новые типы сооружений. В их числе можно назвать знаменитые пагоды, построенные из природного камня или кирпича, и возвышающиеся наверх в несколько ярусов, а также выдолбленные в толще скалы пещерные храмы.
В условиях постоянного противостояния и междоусобных войн в древнем и средневековом Китае наибольшее внимание уделялось, понятно, строительству оборонительных, фортификационных и инженерных сооружений, реже памятников, в том числе воинской доблести, а во времена относительного затишья – дворцов и целых дворцовых комплексов (Запретный Город, Горное пристанище от летнего зноя), даосских и буддийских храмов (всевозможных пагод и ступ) и монастырей, а также «общегражданских» сооружений вроде традиционных китайских сыхэюаней, фанз и яодуней. Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий.
Среди самых распространенных строительных и отделочных  материалов того периода можно назвать следующие:
- Натуральная древесина
- Бамбук
- Тростник
- Глина
- Терракота
- Фарфор
- Фаянс
Под влиянием внешнего вида построек из бамбука, некоторые архитектурные сооружения принимали своеобразную форму. Например, углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

Особенности традиционной китайской архитектуры

В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй. Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные. Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.
Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.
Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.
Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов. Такой бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место. Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.

Источники:
http://design-fly.ru/istoriya-arxitektu … ktura.html
https://mykitai.ru/strana/kitajskaya-ar … nosti.html

+4

35

ФАРФОР

https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1iQfQQVXXXXbUXXXXq6xXFXXXr/Jingdezhen-ceramic-cover-bowl-blue-and-white-three-gaiwan-tea-sets-hand-painted-ceramic-martial-arts.jpg

История китайского фарфора неразрывно связана со стремлением к совершенству. Не будь его, керамика, изобретённая ещё в эпоху неолита, вряд ли превратилась бы в тончайшее, полупрозрачное чудо, настолько восхитившее мир, что на западе его часто называют china по месту происхождения. Уточённые фарфоровые изделия по праву считают вершиной декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Интересно, что на родине, их качество определяют не по внешнему виду, а исключительно по звуку. При ударе деревянной палочкой, посуда должна издавать протяжный мелодичный звон «я-а-о-о-о». Именно так и называли свою уникальную тонкостенную керамику сами китайцы – яо.

История

Поскольку фарфор – разновидность керамики, невозможно проследить его истоки вне глиняного производства в целом. Тем более что сами китайцы изначально не делали чётких разграничений. Они обозначали фарфор двойным иероглифом, где нижняя часть, переводившаяся как «черепица», указывала на принадлежность к изделиям из обожжённой глины. Подобная трактовка до сих пор путает западных исследователей, которые пытаются однозначно установить дату «рождения» одного из ценнейших изобретений человечества. Видный историк династии Сунн – Сыма Гуан в своих трудах именует фарфор «твёрдой и тонкой керамикой», отличающейся лишь температурой обжига и плотностью спекания черепка. Однако для получения подобного материала китайским гончарам пришлось пройти долгий путь, в поисках передовых для своего времени технологий.
В 2012 году археологи Гарвардского университета обнаружили в пещере Сяньжэнь на территории провинции Цзянси (юго-восточный Китай) фрагменты керамики, изготовленной около 20 тыс. лет назад. Считается, что это старшейшие образцы гончарного производства в мире. Примечательно, что открытие сделано неподалёку от города Цзиндэчжэнь, который до сих пор называют не иначе, как фарфоровой столицей Китая. Местность здесь богата каолином особого качества, обладающим пластичностью, прочностью при спекании и редкой белизной. Конечно, первые глиняные изделия были выполнены на примитивном уровне – неровно вылеплены, плохо обработаны и обходились без декора. Однако в эпоху среднего и позднего неолита (5 000 – 1500 гг. до н. э.) внешний вид керамики существенно изменился. Китайские мастера научились изготавливать высокие и вместительные сосуды для хранения риса, горшки для готовки на огне, плошки и так далее. С развитием земледелия и переходом на оседлый образ жизни, подобной посуды требовалось всё больше.
Сначала использовалась техника наслаивания, когда длинные полоски глины укладывали по кругу друг на друга, а затем замазывали щели между ними. Примерно в 4 тыс. до н. э. появился гончарный круг, конструкция которого постоянно совершенствовалась. Равномерное вращение глиняных заготовок позволило изготавливать симметричные тонкостенные сосуды разной формы. Их украшали росписью, гравировкой, оттисками или лепным декором. Для окраски применялись ангобы – смесь глины с жаростойкими красителями. Глазури на основе оксида металлов появились позже – во II тыс. до н. э. Они не только придавали посуде красивый блеск, но и существенно уменьшали водопроницаемость черепка. Главное внимание китайские гончары того времени уделяли обжиговым печам. От того, насколько равномерной и высокой была температура внутри камеры с гончарными изделиями, зависела их прочность, отсутствие деформаций и трещин.
В V-III вв. до н. э. появились печи с новой конструкцией – Маньтоу. Они были протяжёнными с расположением камеры в стороне от топки. Через специальные отверстия отводились газы, что обеспечивало равномерный нагрев внутреннего пространства. Сырые изделия находились в специальных тиглях, что защищало их от разрушения и позволяло устанавливать штабелями. До сих пор некоторые частные мастерские Китая используют в своей работе именно Маньтоу. Изменение формы и планировки печей позволило повысить температуру обжига до 1260-1300 °С. Примерно в тоже время по мнению некоторых учёных появился первобытный фарфор или как его ещё называют, прото-фарфор. Пока это были разрозненные экземпляры, изготовленные в разных частях страны и отличавшиеся процентным содержанием каолина в сырьевой массе, что зависело от места добычи глины.
В больших масштабах прото-фарфор стали производить во времена Империи Хань между 206 г до н. э. и 220 г. н. э. Историки уточняют, что максимально приблизиться к современной тонкостенной керамике гончары смогли в первой четверти I в. н. э. – период, известный как поздняя или восточная Хань. Центром производства стала провинция Чжэцзян на востоке Китая. Из прото-фарфора изготавливали преимущественно ритуальные и погребальные сосуды. Особой популярностью пользовались урны с едой, предназначавшейся для загробных странствий умерших. Названные «сосудами для души», эти изделия украшались сверху скульптурными изображениями домов, людей и животных. В целом, изделия из прото-фарфора копировали бронзовые аналоги и служили их «бюджетной» заменой.

Династия Тан
В VI-X вв. китайская культура находилась на подъёме: эстетическая сторона жизни приобрела особое значение для высшей знати. Неудивительно, что на этот период приходится расцвет многих искусств и ремёсел, в том числе и гончарного дела. Одновременно изготавливаются обе разновидности керамики: низко- и высокотемпературная с широким диапазоном характеристик спечённого черепка. Самой знаменитой в то время была мастерская Синчжоу, поставлявшая фарфор для императорского двора. Формы изделий отличаются изяществом и разнообразием. Помимо изысканной посуды, изготавливались статуэтки как ритуального, так и светского характера. Приобретает популярность Sancai – декорирование глазурями трёх цветов: охристым; изумрудным или тёмно-зелёным; кремовым.
В южной провинции Хунань стала применяться подглазурная роспись по образцам, позаимствованным у персов. Однако в тот период она не приобрела большого распространения, поскольку технология не была до конца отработана. Параллельно с этим в северных провинциях Хэнань и Хэбэй начали изготавливать посуду сложной «цветочной» формы, покрытую белоснежной и полупрозрачной глазурью.

Династия Сун
Период с 960 по 1279 гг. считается «звёздным часом» китайского фарфора. Благодаря строительству протяжённых тоннельных печей, прозванных Драконьими – Лун Яо, за один раз обжигался большой объём изделий с минимальным процентом брака. Печи располагали вдоль холма, используя перепад высот между нижней и верхней частью для создания естественной тяги. Их форма напоминала разлёгшегося на склоне дракона, отсюда и поэтичное название.
При династии Сун было создано «Пять великих печей», вокруг которых сконцентрировалось фарфоровое производство. Правящая императорская семья поддерживала эстетику традиционного конфуцианства, с её понятием «простоты» и отсутствия излишеств во всём, в том числе и в декоре. В ответ на подобную философию появились фарфоровые изделия с неброской, но до мелочей выверенной красотой, требующей такого же, утончённого восприятия. Посуда и вазы украшались плоской резьбой с растительным орнаментом, которой полупрозрачная глазурь уникального нефритового оттенка придавала дополнительную объёмность. Так появился прославленный фарфор, в Европе получивший название «селадоновый», что возможно является производным от санскритского sila dhara – «зелёный камень».
Глазурь, созданная по особому рецепту на основе оксида железа и приобретавшая характерный колорит после восстановительного обжига, имела широкий диапазон оттенков – от голубоватого, светло-бирюзового и песочного до тёмно-оливкового. Из-за разницы в остывании черепка и глазурного слоя, на поверхности изделий появлялась мельчайшая сеточка трещин. Но поэтичные китайцы считали это не дефектом обжига, а своего рода «изюминкой», сравнивая ажурное кракле с «хрупким крылом стрекозы». Самый известный селадон производился на севере в области Яочжоу и на юге – в печах Лунцюаня, провинции Чжэцзян. Он экспортировался в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, где ценился очень высоко.

Династия Юань
Монгольское правление 1271-1368 гг. ознаменовано сразу несколькими знаковыми для истории фарфора событиями: Главным центром производства стала южная провинция Цзянси, а точнее округ Цзиндэчжэнь и прилегающие к нему территории, богатые каолиновыми глинами. Большое внимание уделяется подглазурной росписи, как цветной в арабском стиле, так и чёрно-белой Cizhou. Появляются первые образцы сине-белого фарфора с кобальтовыми узорами, который до сих пор считается лучшим, что создали китайские керамисты.
Производство приобретает промышленные масштабы. Появляются функциональные печи овальной формы – Даньсин, многие из которых сохранились в Цзиндэчжэне до наших дней. Открыта формула твёрдого фарфора с преобладанием в составе каолина.

Династия Мин
В XIV-XVII вв. фарфоровое производство в Поднебесной достигает своего пика. Именно в это время Европа вплотную знакомится с заморским «белым золотом» и начинает активно искать секреты его производства.
В самом Китае тоже идут поиски инновационных декоративных решений, что приводит к совершенствованию техники кобальтовой росписи и появлению надглазурных полихромных рисунков эмалью. Сюжеты усложняются, превращаясь из орнаментальных узоров в тщательно прописанные изображения пейзажей, батальных сцен или жанровых зарисовок. Одним из виднейших художников эпохи стал Хэ Чао-Цзун – автор искусных статуэток из молочно-белого фарфора, которые впоследствии неоднократно копировались мастерами Мейсена. При императоре Ваньли (1572-1620 гг.) объёмы продукции, выпускаемой печами Цзиндэчжэня, увеличиваются, чтобы удовлетворить не только нужды населения внутри страны, но и завоевать новый европейский рынок. При этом появляется инновационный состав сырья, с включением фарфорового камня – горной породы, выступающей в роли плавня и придающей изделиям удивительную тонкость, прозрачность и белизну.
Компонент также обеспечивал спекание черепка при более низких температурах, что было очень важно для огромных обжиговых печей. Они не могли нагреть до требуемых 1350°С расположенную на периферии керамику, но с применением фарфорового камня проблема теряла свою остроту. Фарфор династии Мин выше всего ценится западными коллекционерами. Он отлично сохранился и редко вызывает проблемы с атрибуцией.

Династия Цин
Покорение Европы привело к взаимопроникновению западной и восточной культуры. А после того, как саксонский алхимик Иоганн Бёттгер разгадал секрет китайского «белого золота», у мастеров Поднебесной появились серьёзные конкуренты. Чтобы не потерять обширный экспортный рынок, бывшим монополистам приходилось искать пути для манёвра и создавать фарфоровые изделия, соответствующие вкусам европейской аристократии.
В керамическом производстве Китая, начиная с XVIII века, царила стилевая эклектика – монохромный декор почти полностью сменился цветным, появилась посуда группы «Famille», расписанная надглазурными эмалями с европейской палитрой оттенков: мятной, розовой, нежно-зелёной. Форма изделий тоже претерпела изменения, приблизившись к сервизам Мейсена и других западных мануфактур. Технические стандарты Цзиндэчжэня были в ту пору очень высокими, но к концу XIX века, они несколько снизились. В целом, эпоха династии Цин не внесла радикальных изменений в развитие фарфоровой промышленности и принято считать, что художественная ценность большинства сохранившихся предметов несравнима с предыдущим периодом Мин.

Виды фарфора

Фарфор разделяют на три основных вида. Различаются они между собой качеством глины и способом ее обработки. При производстве посуды, статуэток используют:

Твердый фарфор — он белого цвета, достаточно крепкий. Содержит в составе каолин и китайский камень. Изделия из него тяжелые, непрозрачные. Обжигают сырье при температуре 1600°С.
Мягкий фарфор — его еще называют искусственным. В свое время европейские мастера старались воспроизвести фарфор, поэтому экспериментировали с различными материалами. На сегодняшний день при производстве мягкого сырья смешивается глина тонкого помола и стекловидные вещества. Обжигают его при более низких температурах, поэтому структура материала получается пористая.
Костяной фарфор — это разновидность твердого сырья. Его главной составляющей является пережженная кость. Во время обжига ингредиенты плавятся, создавая крепкий материал. Он отличается белизной, прочностью, легкостью и прозрачностью.
Наиболее ценным и престижным является костяной фарфор. Посуду из него применяют на светских раутах. Для повседневного использования подойдут изделия из твердого вида материала.

Дизайн и цвета

Дизайн
Китайская фарфоровая посуда может иметь рельефный декор или простую роспись красками. Рельефный декор наносят на стенки при помощи гравировки или перфорации. Некоторые элементы производятся отдельно, а после наклеиваются на посуду. Роспись наносят под глазурь или на нее. Обычно изделия расписывают эмалевыми красками.
Первые китайские фарфоровые изделия выглядели, как продолговатые кувшины. Наибольшей популярностью пользовались зеленые и голубые образцы с рельефными украшениями. После начали появляться изделия с тесненным рисунком. Чашки были белоснежными с легким зеленым оттенком. Поражали воображение европейцев чашки, состоящие из двух частей. В процессе их производства китайский мастер к внешней половине приклеивал внутреннюю – фарфоровую. Внешняя часть была кружевная, а внутренняя – декорирована цветочным узором. Когда чай заливался в чашку, через ажур просвечивался рисунок.
До 1950 года выпускались тарелки круглой формы. В 20 годах большим спросом пользовались образцы в стиле ар деко. А уже в 40 годы изготавливалась посуда самой разнообразной геометрической формы. На сегодняшний день чаще всего встречаются тарелки из фарфора с бортами.

Цвета
Для украшения китайского фарфора используется большая цветовая гамма. Отталкиваясь от этого, можно определить, в эпоху какой династии появилось то или иное изделие. Фарфор с синей росписью принадлежит династии Сун. Он производился в большом количестве и именно бело-голубой фарфор попал в Западную Европу. Когда разрисовывали большие блюда, рисунки не повторяли. Со временем узор становился более плотным, практически без белых участков. Помимо голубого цвета использовали насыщенно синий и темный, напоминающий грозовую тучу.
Фарфоровые изделия зеленого семейства украшались узорами из различных оттенков зеленого. Эти рисунки наносили на белый фон. На сосудах розового цвета чаще встречаются силуэты женщин и изображения цветов. В росписи применяли нежно-розовые тона.
Современные глазированные изделия могут быть различных цветов и оттенков. Например, ионы железа при обжиге дают окраску от желтого до коричневого. Если в глазури присутствует кобальт, то получится синий или голубой оттенок. Часто изделия дополнительно покрывали узорами черного или золотого цвета.

Тематика росписи
Китайской культуре присущ символизм, поэтому все рисунки имеют смысл. Сюжеты берутся из окружающего мира. Например, бабочка символизирует семейный уют и добро. Изображение воробьев принесет хорошие известия в дом, где есть такая посуда. Олицетворением достатка и гармонии служат золотые рыбки. Поэтому, приобретая фарфоровую посуду для подарка, необходимо уточнить, что символизирует тот или иной рисунок.
Рельефный декор наносят на поверхность посуды при помощи гравировки, перфорации или наклеивания элементов. Отдельно отливаются цветочки, листики, фигурки животных и людей. Для создания плоских узоров используют специальную глазурь. Большую ценность представляют изделия с ручной росписью. Мастера наносят изображение на необработанную поверхность, покрывают лаком и обжигают. Такой декор на изделиях держится хорошо и не отслаивается.

Источники:
https://yacollectioner.ru/kitajskij-farfor/
https://posuda-gid.ru/materialy/145-kitajskij-farfor

+4

36

НЕФРИТ

https://s.blanja.com/picspace/785/124689/950.300_b174bc9000124917a7e3c57873f4129a.jpg

В Китае нефрит юй 玉 (yù) считается царем камней. Его ценят за твердость и долговечность, музыкальные качества и красоту. Он олицетворяет мудрость и вечность, Небо и Землю. Полупрозрачная текстура нефрита ассоциируется с душой и духовными устремлениями. Нефриту приписывается множество уникальных свойств и качеств. Нефритовые украшения имеют глубокий смысл и считаются оберегом.

+

Самый популярный вид нефрита в китайской культуре — зеленый нефрит, имеющий изумрудный оттенок, хотя не менее распространен и белый (молочный) цвет камня.
Нефрит важен для китайской культуры из-за его красоты, практического использования и социальной ценности. Драгоценный камень использовался для создания многих погребальных и церемониальных предметов, начиная от декоративных предметов в помещении и заканчивая погребальными костюмами из нефрита, отражая древнюю китайскую веру в то, что нефрит принесет бессмертие, продлит жизнь и предотвратит разрушение телесной оболочки.
В Китае «нефритом» называли целую группу камней: собственно нефрит, яшму, жадеит, агальматолит, различные разновидности серпентина и другие. Нефрит делится на два вида: твердый и мягкий. Месторождения твердого нефрита (жадеита) находятся в Бирме. В Китае добывают преимущественно мягкий нефрит, с твердостью 5.6-6.5 по шкале Мооса. В руках ремесленников этот камень приобретает удивительную пластичность. Мастер, прежде чем приступить к шлифовке, тщательно изучает камень, стараясь предугадать наилучшую его форму и рисунок. Древнекитайское изречение гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Самым ценным считался хотанский нефрит цвета «бараньего жира» с матовым блеском, которым мог владеть только император — «Сын Неба». Кроме белого, ценились такие разновидности нефрита, как: желтый, красный, зеленый, черный, цветной и другие.
Верили, что нефрит способен даровать бессмертие. Поэтому этот иероглиф присутствует в именах многих даосских божеств, например, Юй-хуан 玉皇 — Небесный правитель, Юй-нюй 玉女 — Нефритовая Дева и другие.
Иероглиф юй 玉 очень древний и входит в число 214 ключей китайских иероглифов. В качестве пиктограммы он встречается в иньских гадательных надписях на костях животных и панцирях черепах (1600-1046 до н.э.), изображая нефритовые пластины, скрепленные веревкой. С ним связан иероглиф ван 王 — правитель. Нефрит, как и правитель — это то, что объединяет Великую Триаду: Небо, Землю и Человека, три великие творящие силы Вселенной. Ключ «нефрит» можно увидеть в упрощенном иероглифе «государство» го 国.
Ключи «нефрит» 玉 и «правитель» 王 присутствуют в названиях многих поделочных и драгоценных камней, а также в словах со значением «драгоценность», «сокровище» и подобных, например, сань бао 三宝 — «три [буддийские] драгоценности». Многие словосочетания имеют в своем составе слово «нефрит»: юй мянь 玉面 — «чудесный лик», «Ваше лицо», юй нюй 玉女 — «красавица», «небожительница», «Ваша дочь» и др.
Слово «нефрит» нередко встречается в китайских идиоматических выражениях (чэнъюй), например: 抛砖引玉 pāo zhuān yǐn yù — «бросить кирпич, а получить взамен яшму» (т.е. изложить своё мнение с целью инициировать обсуждение, дать толчок обсуждению). Это 17-я из 36 древнекитайских стратагем.

История нефрита начинается практически с самых первых дней становления  китайской цивилизации.
Самый ранний китайский нефрит относится к культуре Хэмуду. Культура Хэмуду — это археологическая культура неолита в Восточном Китае. Названа по месту первой находки, около посёлка Хэмуду, уезд Юйяо, городской округ Нинбо, провинция Чжэцзян. Временной отрезок, охватывающий эту культуру, около 5000—4500 гг. до н. э. В провинции Чжэцзян и был найдены первые образцы нефритовых изделий, являющимися самыми ранними артефактами, связанными с драгоценным камнем.
К 4000–2500 гг. до н.э., то есть к периодам культур Хуншань (северо-восточный Китай) и Лянчжу (дельта реки Янцзы в Китае) нефрит приобретает важное значение для проведения ритуальных мероприятий. Резной нефрит разного функционала был найден также во время культуры Луншань (бассейн реки Хуанхэ, 2000-1500 гг до н.э.), а также в местах раскопок и изучения культуры бронзового века западных и пасхальных династий Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Если посмотреть на даты, то можно живо себе представить, как глубоко уходят корни истории тесной взаимосвязи китайской цивилизации и драгоценного нефрита.
Например, в китайском словаре «Шовэнь цзецзы /說文解字 (shuo wen jie zi)», первом китайском словаре, опубликованном в начале II века н.э., нефрит был описан писателем Сюй Шенем как «красивые камни».
Археологические находки нефрита состоят из большого разнообразия предметов: жертвенные сосуды, инструменты, украшения, посуда и многое другое. Даже некоторые древние музыкальные инструменты были сделаны из китайского нефрита, такие как дунсяо (открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом и играемая вертикально) и китайские традиционные колокольчики.
Красивый цвет нефрита в древние времена придавал ему загадочность и особую мистику для китайцев, поэтому нефритовые изделия были популярны как жертвенные сосуды и часто были захоронены вместе с мертвыми.
Одним из примеров ритуальной важности нефрита является так называемый «нефритовый принц». В 1968 году в уезде Маньчэн 满城县, провинция Хэбэй, солдаты случайно обнаружили могилы Лю Шэна, принца Чжуншаня, и его жены Доу Вань, живших во II веке до н. э.. Их тела полностью истлели, но погребальные одеяния сохранились. Они были сделаны из тысячи кусочков огранённого и полированного нефрита. Каждый кусочек был соединён с соседними золотой проволокой.
Также нефрит использовался и в целебных целях. Люди верили, что смешивание порошка нефрита с водой создает лекарство, которое укрепляет организм и продлевает жизнь. Если эта смесь проглатывается непосредственно перед смертью, то, возможно, даже будет замедляться разложение организма.
Нефритовые знаки отличия изготавливались как для самого императора, так и для высокопоставленных придворных. Интересно, что при общении с иностранцами, сановники были обязаны надевать специальные нефритовые диски, посредине которых было отверстие на удачу. Любопытно, что в императорском дворце все прикрывали рот нефритовыми пластинами, когда обращались к Его Величеству. Китайские придворные дамы тоже носили нефрит, но это были различного вида застежки и булавки, которые обозначали их положение и придворный чин.
Все культовые храмовые комплексы в Китае наполнены скульптурами из нефрита. В знаменитом Храме Нефритового Будды до сих пор бережно хранятся 2 огромных скульптуры Будды, выполненные из цельных кусков белого нефрита. Ведь по легенде Будда восседал как раз на троне, сделанном из нефрита.
Посуда у знатных и зажиточных китайцев (тем более в императорском дворце) до изобретения фарфора практически вся была нефритовая. Из нефрита вырезали потрясающие курильницы, табакерки и даже флаконы для духов.

Значение нефрита в китайской культуре
Китайцы любят нефрит не только из-за его эстетической красоты, но и из-за того, что он обладает определенной социальной ценностью. В «Ли Цзы» («Книге обрядов») Конфуций сказал, что в нефрите представлены 11 де, или добродетели: доброжелательность, справедливость, уместность, правда, доверие, музыка, верность, небеса, земля, мораль и разум.
«Мудрые сравнивают нефрит с добродетелью. Для них его блеск и свет представляют собой всю чистоту; его совершенная компактность и чрезвычайная твердость представляют надежность интеллекта; его углы, которые не режут, хотя и кажутся резкими, представляют справедливость; чистый и продолжительный звук, который он издает при ударе, представляет музыку. Его цвет олицетворяет верность; его внутренние недостатки, всегда проявляющие себя сквозь прозрачность, напоминают о искренности; его переливающаяся яркость олицетворяет небеса; его замечательная субстанция, рожденная от горы и воды, олицетворяет землю. Если использовать его без украшения, то нефрит представляет целомудрие».

А в книге «Ши Цзин» («Книге од») Конфуций писал:

«Когда я думаю о мудреце, его заслуги кажутся нефритами».
Нефрит для китайцев во все времена это был не просто камень, украшение или драгоценность, это отдельное божество. Даже если сравнить озабоченность золотом у европейцев, то нефрит значил для китайцев еще больше. Как гласит китайская пословица: «золото имеет ценность, нефрит бесценен».

Нефрит в китайском языке

Поскольку нефрит представляет желательные добродетели, слово для нефрита («юй») включено во многие китайские идиомы и пословицы, чтобы обозначить красивые вещи или людей.

冰清玉洁 (bingqing yujie), что в переводе с китайского означает «чистый, как лед, и чистый, как нефрит», означает, что кто-то чист и благороден.
亭亭玉立 (tingting yuli) — это фраза, используемая для описания чего-то или кого-то, кто честен, строен и грациозен.
玉女 (yùnǚ), что означает «нефритовая женщина», означает «леди или красивая девушка».
Крайне популярно также использовать китайский иероглиф, обозначающий нефрит, в именах. Даже Верховное Божество Даосизма известно как Юй-хуан или Юй-Ди (Нефритовый Император — верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей).

Китайские легенды о нефрите
Нефрит настолько укоренился в китайской культуре, что существуют знаменитые истории о нефрите (в историях его называют «би»). Двумя самыми известными легендами являются «Хэ Ши Би» и «Вернуть нефрит в сохранности в царство Чжао». Истории рассказывают о человеке по имени Бянь Хэ и кусочке нефрита, который в итоге стал символом объединенного Китая.
Согласно легенде, Хэ Ши Би был найден до 283 г. до н.э. в государстве Чу (современные провинции Хубэй, Хунань и части Шанхая) человеком по имени Бянь Хэ. Он сказал, что нашёл камень, содержащий нефрит, на горе Чу. Осознавая ценность нефрита, Хэ принёс его к Ли, правителю государства Чу. Однако Ли решил, что это обыкновенный камень, и, оскорбившись, приказал, чтобы Хэ отрезали левую ногу. Когда Ли умер, корона перешла к его сыну У. Хэ предложил драгоценный нефрит новому правителю, но тот тоже подумал, что это простой камень, и приказал отрезать правую ногу Хэ. После смерти У на трон взошёл его сын Вэнь.
В это время Бянь Хэ принёс свой нефритовый камень к подножию горы Чу. Там он плакал, пока «через три дня и три ночи его слёзы не были исчерпаны и потекла кровь». Узнав об этом, правитель Вэнь послал людей, чтобы выяснить, в чём дело, сказав: «На протяжении всей истории Поднебесной у многих людей были отрезаны ноги. Почему же вы плачете так горько?» «Я сокрушаюсь не о потере моих ног, — ответил Хэ, — а о том, что драгоценный камень считают обычным, а честного человека — лжецом». Впечатлённый глубокой скорбью Хэ, правитель Вэнь приказал королевскому ювелиру огранить и отполировать камень. Внутри него оказался самый большой кусок чистого нефрита, который Вэнь когда-либо видел. В честь страдальца Хэ, нашедшего драгоценный нефрит, Вэнь назвал камень Хэ Ши Би, что означает «Нефритовый диск Хэ».
К несчастью нефритовый диск был украден из царства Чу и продан в царство Чжао. В 283 г. до н.э. князь Чжаосян-ван из царства Цинь предложил 15 городов царству Чжао в обмен на нефритовый диск. От этой истории берет начало китайская поговорка кит. 价值连城 — «по цене многих городов». Придворный советник царства Чжао Лин Сянжу был направлен в царство Цинь, но по прибытии в столицу обнаружил, что Чжаосян-ван не собирается выполнять своё обещание. Тогда Лин Сянжу пригрозил разбить нефритовый диск, если князь не выполнит своего обещания. Впоследствии советник благополучно вернул Хэ Ши Би своему господину. Отсюда пошла другая китайская поговорка: кит. 完璧歸趙 — «Вернуть нефрит в сохранности в царство Чжао», что означает «вернуть что-либо к законному владельцу».
Из многих известных китайских печатей ни одна не является такой знаменитой, как Императорская печать Китая. Этот артефакт был вырезан как раз из нефрита Хэ Ши Би.

Источники:
https://anashina.com/nefrit/
https://www.yesasia.ru/article/772314

+3

37

ПРАЗДНИК СЕРЕДИНЫ ОСЕНИ

http://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/12/Prazdnik-serediny-oseni-i-lunnyh-pryanikov-v-Kitae.jpg

Название по-китайски: 中秋节 Zhōngqiūjié
Дата в 2020 году: пятница, 1 октября
Как зародился: поклонение луне, более 3000 лет назад
Традиционное блюдо: китайские лунные пряники (юэбин)
Мероприятия: любование луной, поедание лунных пряников, путешествия
Поздравления: самое распространённое – "Счастливого Праздника Середины Осени!" (中秋快乐)

Второе название этого громкого события – праздник Урожая. Китайцы отмечают его по Лунному календарю. Праздник Середины Осени впервые стали отмечать как национальный праздник во времена династии Северная Сун (960–1127 гг). Тем не менее, история праздника насчитывает более 3000 лет. Обычай поклонения луне был почитаем во времена династии Шан (ок. 1600–1046 гг до н.э.). В давние времена верили, что почитать луну и собираться ужинать вместе за круглым столом, принесёт в дом удачу и счастье.

+

Легенды о празднике середины осени

С этим праздником связано много легенд. Первая, наиболее популярная – про Чан Е и Хоу И. Она гласит, что много тысячелетий назад во Вселенной было 10 Солнц, каждое из которых освещало планету Земля. Люди сходили от невыносимой жары с ума. При таких условиях было крайне трудно вести хозяйство. Но, однажды появился герой. Его звали Хоу И. Благодаря своему могуществу, он уничтожил 9 из 10 Солнц. Слава о нем разлетелась по всему миру. Вскоре юноша женился на прекрасной девушке, которую звали Чан Е. После этого, царица, знавшая о славе Хоу И, предложила ему стать Богом, подняться на небо и править. А для того, чтобы это стало возможным, ему нужно просто выпить волшебный эликсир. Царица подарила его парню, но тот – отнес эликсир и попросил жену надежно спрятать его. К сожалению, злой волшебник по имени Пэн Мэн узнал об этом и потребовал у Чан Е волшебное снадобье. Она же, будучи в отчаяние, выпила его сама и, не желая расставаться с мужем, решила осесть на ближайшем к Земле космическом светиле, Луне. Хоу И настолько скучал по Чан Е, что каждый год в день ее перевоплощения в Богиню, ставил на стол ее любимые лакомства, после чего – выходит на улицу полюбоваться лунным светом, зная, что любимая смотрит на него. Новость об этом событии быстро разлетелась и люди, помнившие доброту и красоту Чан Е, стали отмечать праздник Луны, в память о ней.

Рассмотрим другую, не менее интересную легенду. Согласно ей, на Небе жили три божественных существа, которые перевоплотились в пожилых странников, спустились на Землю и отправились в дальнюю дорогу. Когда все трое проголодались, на их пути встретились звери, обезьянка, лисица и кролик. Странники попросили животных поделиться с ними едой. Первые двое любезно согласились, однако у кролика не было никаких запасов. Но он, не желая расстраивать стариков, предложил им съесть себя, после чего – прыгнул в костер. Божественные существа настолько растрогались поступком животного, что решили даровать ему вечную жизнь и поэтому – отправили на Луну. По древнему преданию, бессмертный кролик встретился на Луне с Чан Е, и они оба стали готовить там лекарства для заболевших небесных существ. Вот так переплелись 2 легенды.

Есть еще одна популярная легенда о лунном празднике, которая, вероятно, полностью соответствует действительности. В конце династии Юань в Китае было много недовольных жителей. Их огорчала чрезмерная жестокость императора. Было принято решение начать революцию и свергнуть правителя. Благодаря силам Чжу Юанчан, который впоследствии основал династию Мин, по всей стране были организованы революционные ополчения. Однако, из-за чрезмерного контроля правителя и его воинов, передавать сообщения между городами и деревнями было практически невозможно. Но решение пришло само собой. В период с середины до конца осени силы сопротивления общались с помощью записок, спрятанных в пирогах. Ночью, при свете луны, их доставляли лодками. Отсюда и берет свое начало знаменитое празднование Луны в Китае.

Как празднуют фестиваль Луны в Китае

Начинать этот фестиваль принято ночью, в полнолуние. Осенью Луна особенно ярко светит и людям нравится долго ею любоваться. Местные жители ассоциируют её с семейным счастьем, гармонией и благополучием. Поклонение Луне в Китае – одна из древнейших традиций. В день начала праздника, вся семья собирается за столом, на котором обязательно должна стоять табличка с соответствующей молитвой. При этом в доме приятно пахнет благовониями.
В качестве даров Богине Луны люди используют:
- Имбирные пряники.
- Арбузы.
- Финики.
- Виноград.
- Яблоки.
Все это обязательно должно быть на праздничном столе. Каждый член семьи перед трапезой должен попросить у Богини исполнение его самого заветного желания. Когда все вдоволь наедятся, нужно выйти на улицу, чтобы полюбоваться прекрасным лунным светом. Многие китайские семьи едут на городской фестиваль, который проходит вдоль украшенных улиц. Главным украшением городов в период празднеств становится большая желтая луна, имеющая улыбчивое лицо. Праздник середины осени в Китае – исключительно семейный. С его наступлением принято просить друг у друга прощение, забывать плохие события, мириться и говорить друг другу слова любви. Также на знаменитом фестивале Луны все китайцы, включая детей, пьют османтус, традиционное китайское вино. Европейцы считают его приторным, однако местные жители обожают этот напиток. А еще на улицах города в праздник середины осени принято жарить и есть улиток. Их покупают заранее. Однако, в эту пору здесь устанавливают много фуд-зон, в которых улиток можно купить.
Ещё в Праздник Луны принято запускать в небо фонари и разгадывать загадки и шарады. В Праздник Середины Осени в Гонконге и Цзыгуне (провинция Сычуань) проводятся грандиозные шоу фонарей. В последние годы в Гуйлине также стали популярны фестивали фонарей. Общественные парки, на территории которых развешивают специальные экраны, украшаются праздничными китайскими фонариками; в некоторых парках устанавливают сцены и показывают праздничные представления, в других же проводятся парады. Этот фестиваль известен также двумя танцами: танцем льва и танцем дракона. В храмах зажигают благовония, чтобы почтить память предков и задобрить богиню луны. На улицах вывешивают яркие фонари, которые затем запускают в небеса.

Лунные пряники
Лунный пирог, пряник или кекс – особое лакомство фестиваля середины осени в Китае. Такой десерт выпекают утром, чтобы к полуночи им можно было лакомиться.
http://mykitai.ru/wp-content/uploads/2019/12/lunnye-pryaniki.jpg
В каждой семье принято печь лунные пряники. Они должны стоять на каждом праздничном столе. Что представляет собой этот десерт? Небольшое печенье круглой формы с начинкой. Оно может подаваться с кофе или мороженным. Символизирует семейное счастье и объединение. В Китае принято дарить лунные пряники родственникам и друзьям, чтобы выразить уважение и любовь.
Основной ингредиент лунных пряников – это яичный или утиный желток, а готовится это лакомство с различными начинками. В число самых распространённых начинок входят: бобовая паста, семена лотоса, фрукты и даже мясо.
Пряники, как правило, делают круглыми, что символизирует полную луну. Узоры и надписи на пряниках являются символами благополучия и счастья, причём они могут различаться в зависимости от города или провинции. Подарочные коробки для лунных пряников обычно не уступают по красоте самим сдобным изделиям.
Большинство лунных пряников сладкие на вкус, но не все. Бывают и солёные и острые пряники. Ежегодно пекари стараются разнообразить существующий ассортимент и придумывают новые варианты. Пряники с такими экзотическими начинками, как самбал (соус из красного перца), дуриана, солёные утиные яйца и золотые хлопья, зачастую стоят дороже обычных.
Среди иностранцев живущих в Китае, наибольшую популярность сыскали замороженные лунные пряники с начинкой из мороженного.
Несмотря на свой маленький размер, китайские лунные пряники готовятся с использованием топлёного сала или кондитерского жира, а потому получаются весьма и весьма калорийными. Съесть за раз несколько штук получится далеко не у каждого. Многие разрезают лунные пряники на четыре части, чтобы поделиться ими с друзьями.
За несколько недель до проведения фестиваля лунные пряники появляются практически в каждом магазине в Китае. Это стандартная праздничная атрибутика праздника середины осени, сравнимая с или рождественскими ёлками, или пасхальными яйцами, а потому найти пряники в продаже не составит проблем.
Лунные пряники продаются в любом ресторане, магазине, любой кондитерской. В большинстве отелей, как правило, имеется отдельный стенд с данным праздничным лакомством. Во время проведения фестиваля даже в кафе, специализирующихся на продаже мороженого, в ассортименте появляются лунные пряники или мороженое с их вкусом.
Если вы собираетесь дарить лунные пряники в подарочных коробках, обратите внимание, что азиатский этикет вручения подарков отличается от западного. Не ждите, что тот, кому вы сделали подарок, откроет его на ваших глазах и начнет пробовать.

Источники:
https://mykitai.ru/otdyh/prazdnik-sered … kitae.html
https://www.chinahighlights.ru/culture/ … stival.htm
https://chinaexpro.ru/blog/prazdnik-ser … pryanikov/

+5

38

КОЛЛЕКТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

https://www.artisoo.com/images/chinesepainting3/CNAG234974.jpg

В китайской традиции формирование человеческого характера почти всегда было связано с общепринятой моделью. В этой ситуации трудно было воспитать и сохранить яркую личность, индивидуальность. Вот почему консерватизм традиционного китайского общества постоянно побеждал.
В Китае клан рассматривается как нечто значительно более важное, чем входящий в него индивид; ради интересов клана индивида можно принести в жертву или им можно пренебречь. Каждый индивид должен довольствоваться своим местом и хорошо выполнять свою социальную роль. Свое мнение и свои переживания индивид должен оставлять при себе, действуя в соответствии со своей социальной ролью. Положение «социоориентированности» проливает свет на то, почему китайцы имеют тенденцию к подчинению человеку, обладающему более высоким статусом, силой, и готовы скорее принять строгий контроль своего поведения, уважительное отношение к традициям, законопослушание, нежели отстаивать личные интересы и придерживаться принципиальной позиции.
Следование образцам в современном Китае до сих пор считается одним из важных элементов домашнего и школьного воспитания. В «Мо-цзы», в главе «Подражание образцу», излагаются идеи китайского философа Мо Ди о значении примера и его влиянии на людей. Образцом для людей моисты считают Небо, которое является воплощением всеобщей любви, «приносит людям множество пользы и не требует благодарности, его добродетель не тускнеет». Учитель Мо-цзы сказал: «При выполнении дел в Поднебесной нельзя обойтись без подражания образцу. Без подражания образцу не было завершено ни одно дело. Даже мудрейшие служилые, будучи полководцами или советниками правителя, — все они следовали определенному методу». Продолжая свою мысль Мо-цзы, согласно традиции, прибегает к аналогии: так же, как искусный мастер всех ремесел не может обойтись без угломера, чтобы сделать квадрат, и циркуля, чтобы начертить круг, так и люди, управляющие Поднебесной, а также те, кто управляет отдельными царствами, должны иметь метод для измерения своих дел.
Известно, что восточная культура по своему характеру коллективная культура, а западная — индивидуальная. Восточные люди, живущие в рамках коллективной культуры, относятся к коллективизму с особым вниманием. Они рассматривают коллектив не только как реальное собрание индивидов, но и как более высокую ценность, чем индивиды. Индивид может существовать только в качестве члена семьи, нации, класса и других коллективных образований. Кроме этого, у него нет каких-либо социальных функций. Восточный человек приспосабливается к обществу не для того, чтобы контролировать, распоряжаться и управлять другими, а для того, чтобы соответствовать обществу и другим, находиться с ними в гармонии. Приспособиться — значит придавать значение связям, отношениям между людьми, «лицу».

Источник:
Николай Спешнев - Китайцы. Особенности национальной психологии.

Подпись автора

https://forumupload.ru/uploads/0019/f2/49/2/579476.png

+4

39

КИТАЙЦЫ О КИТАЙЦАХ И О ЧЕРТАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

https://i.pinimg.com/originals/6b/d9/31/6bd9317eb3b379f2bcd503e811ba293b.jpg

Лу Синь отмечал у соотечественников такие черты, как самодовольство, стремление «сохранить лицо», леность, умение улаживать споры и стремление к согласию, узкий кругозор, раболепие, трусливость.

Ху Ши (философ, литературовед, общественный деятель) дал следующую, как считает автор книги, объективную оценку китайскому характеру: китайцы довольствуются тем, что имеют, придают большое значение самовоспитанию, верят в судьбу, их отличают самоуспокоенность, отсутствие рассудительности, чувство стыда и стремление работать по принципу «сойдет и так».

Линь Юйтан (филолог, писатель, общественный деятель) отмечает следующие черты: уверенность, простоту, любовь к природе, терпение, пассивность, жуликоватость, плодовитость, трудолюбие, экономность, любовь к семье, миролюбие, самодостаточность, чувство юмора, консервативность, пристрастие к праздному образу жизни.

Лян Шумин (философ) пишет, что китаец эгоистичен, ищет во всем выгоду, скромен в быту, миролюбив. Он мягкотел и изнежен, самодостаточен, консервативен, стоек и жесток, гибок, обстоятелен, стремится соблюдать церемонии.

Фэй Сяотун (антрополог) замечает, что китаец по своей натуре эгоистичен. Он хороший семьянин, придерживается моральным нормам взаимоотношения между старшим и младшим, предпочитает во всем придерживаться правила «золотой середины», ему присуще местничество.

Сян Туйцзе (ученый) пишет, что китайца отличает особое отношение к семье, холизм и непосредственное восприятие окружающего мира, известный рационализм. Он усерден и терпелив, преисполнен жизненной силы, чувствителен во взаимоотношениях с людьми, боится «потерять лицо», любит почет. Китаец привык себя сдерживать, умеет сохранять дистанцию, предпочитает покой. Он консервативен, недоверчив, и доверять ему нельзя, подчинен авторитету. Он порой самодоволен и презирает иностранцев.

Ян Гошу и Ли Июань (ученые) полагают, что китайцы скромны, не любят давать советы и проявлять инициативу, учитывают обстоятельства. Строят свои отношения с людьми на основе взаимности, уважают авторитеты и учитывают иерархию авторитетов, умеют приспособиться к существующей ситуации, сохраняют добрые отношения в семье. Китайцы привержены древности и традициям, предпочитает сохранять статус-кво. Они стремятся к консенсусу, не любят крайностей, придерживаются правила «золотой середины». Они эмоциональны, обладают чувством самоограничения.

Ван Жуньшэн (молодой ученый) в книге «Трагедия нашего характера» (1987) указал на следующие «болезни» китайского характера: лживость, близорукость, консерватизм, отсутствие духа сотрудничества, стремление полагаться во всем на других, парализованность врожденных знаний и неуверенность в себе.

Цзинь Вэньсюэ, автор книги «Антикультурные тенденции китайцев», изданной в Корее и Японии, отмечает: китайцы большие обманщики, воры, обладают чувством стадности, рабской покорностью, консервативны, по-детски наивны, эгоистичны, относятся к людям в зависимости от их общественного положения.

В характере китайцев, как пишет Бо Ян, две крайности — либо чрезмерное уничижение, либо чрезмерная похвальба. Добившись в чем-либо малейшего успеха, человек сразу же испытывает непомерную гордость и держится с окружающими соответственно. Характерной чертой является и постоянное чувство страха перед чем-нибудь, а также стремление избегать конфликтных ситуаций. Бо Ян также отмечает отсутствие у китайцев самолюбия и чувства собственного достоинства, понятия равенства, фантазийного начала, инициативы, умения пре одолевать стереотипы, стремления к поиску оригинальных решений. Главное — не выйти за границы того, что сказал учитель.

Традиционная культура, которая была основана на преклонении перед властью, привела к тому, что взаимоотношения между людьми строились только на почитании и страхе и очень мало — на любви. Если и было понятие жэнь «гуманность», то в поступках оно почти не реализовывалось. Гуманность правителя к простолюдину проявлялась в жалости и сострадании. Да и понятие жэнь не равноценно понятию «любовь». Когда Цзя Баоюй в романе «Сон в красном тереме» говорит Линь Дайюй, что он любит свою мать и отца, то в отношении матери — это истинная правда, а в отношении отца — это скорее страх, а не любовь.

Источник:
Николай Спешнев - Китайцы. Особенности национальной психологии.

Подпись автора

https://forumupload.ru/uploads/0019/f2/49/2/579476.png

+4

40

ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В КИТАЕ

https://www.artisoo.com/images/chinesepainting1/CNAG233204.jpg

Сравнение моделей личности, сформировавшихся под влиянием западной и восточной культурных традиций, показывает, что западная модель человека является активно предметной, дает установку личности формироваться в деятельности, в деяниях и поступках. Здесь превалирует принцип единства сознания и деятельности. Восточная культура не придает такого значения предметной деятельности, утверждая, что творческая активность, как бы служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем, духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта.
Европейская культура понимает личность как целостную систему. Раздробленность, множественность «я» воспринимается европейцами как нечто ненормальное, как болезнь, которую надо лечить. В китайской культуре, наоборот, личность воспринимается как множественность, совокупность различных обязанностей, как долг по отношению к обществу, родителям, семье, самому себе.
В европейской культуре личность оценивается в целом, ее поступки в разных ситуациях считаются проявлением одной и той же сущности. Китайцы избегают суждений о человеке в целом, разделяют его поведение на изолированные области, в каждой из которых действуют свои законы и нормы поведения. В европейском обществе поведение человека объясняют мотивами его действия, в Китае — общими правилами, нормами. Китайцы более интровертны, чем европейцы, и это соответствует ценностным ориентациям их культуры.

В традиционных китайских словарях «Цыхай» и «Цыюань» (начало ХХ в.) слово сингэ «характер» отсутствует. Позднее оно было заимствовано из английского — реrsonality (личность). Выходит, что в старые времена в Китае такого понятия вообще не существовало. Дело не в том, что никто не рассуждал о поведенческой морали и характере людей, просто независимое существование индивида не признавалось. Объясняется это социально-экономическими условиями, которые существовали в Китае в течение многих веков.
Кстати, в современных словарях само понятие сингэ, как и другое, синонимичное ему понятие жэньгэ, может означать «личность», «натуру», «характер», «темперамент», несмотря на то что характер и темперамент в психологии — вещи совершенно разные.
Следует сказать о разнообразной, однако, с нашей точки зрения, недостаточно четкой терминологии в китайском языке, которая используется для обозначения понятий, относимых к этнической психологии. Согласно традиционному толкованию, слово сингэ «характер» включает в себя такие понятия, как шицзегуань «мировоззрение», сяньши тайду «реальная позиция», синьли тэчжэн «особенности психологии» и синвэй фанши «манера поведения». Каждое из этих понятий, в свою очередь, включает множество других взаимосвязанных подвидов.

Источник:
Николай Спешнев - Китайцы. Особенности национальной психологии.

Подпись автора

https://forumupload.ru/uploads/0019/f2/49/2/579476.png

+4


Вы здесь » Mo Dao Zu Shi: Compass of Evil » Информация по миру и сюжету » Полезная и познавательная информация